Каждый из нас, наверняка, не раз попадал в такую
ситуацию: вы встаете с места и уверенно идете в другую комнату с
какой-то конкретной целью — но стоит перейти ее порог, как
начисто забываете, зачем вы здесь. Когнитивные психологи
исследовали это явление и дали ему название «эффекта дверного
проема» (Doorway Effect). Все дело здесь в особенностях
устройства нашей памяти. Об исследованиях этого любопытного
феномена рассказывает психолог Том Стэффорд (Tom Stafford) в
своей колонке на сайте BBC.
Этот «баг» нашей памяти на самом деле срабатывает и в других ситуациях. Открывали ли вы холодильник и тут же забывали, что хотели там взять? Или, например, представьте, что вы слушаете чей-то рассказ, и у вас возникает собственная мысль или вопрос. И вот вы боитесь человека прервать, долго ждете момента — и вот вам, наконец, дают слово, и вы вдруг понимаете, что забыли, о чем хотели сказать. «Зачем я сюда пришел?», «Что я хотела сказать?» — спрашиваете вы себя или окружающих в такие моменты. Никто не знает, иногда удается вспомнить, а иногда так и не получается.
Этот «баг» нашей памяти на самом деле срабатывает и в других ситуациях. Открывали ли вы холодильник и тут же забывали, что хотели там взять? Или, например, представьте, что вы слушаете чей-то рассказ, и у вас возникает собственная мысль или вопрос. И вот вы боитесь человека прервать, долго ждете момента — и вот вам, наконец, дают слово, и вы вдруг понимаете, что забыли, о чем хотели сказать. «Зачем я сюда пришел?», «Что я хотела сказать?» — спрашиваете вы себя или окружающих в такие моменты. Никто не знает, иногда удается вспомнить, а иногда так и не получается.
Все дело в том, что наше восприятие одновременно учитывает разные
уровни происходящего вокруг. Есть такая известная притча о трех
строителях, которых спросили, чем они занимаются: один ответил «я
кладу кирпич сверху на другой кирпич», второй сказал «я делаю
стену», а третий ответил «я создаю храм». Но на самом деле каждый
из них одновременно делает и то, и другое, и третье. Наше
внимание переключается между этими разными уровнями восприятия:
мы можем быть сконцентрированы на том, как кладем очередной
кирпич, представлять себе процесс в целом, или же думать о целях
всей работы.
Обычно, если вы еще не наработали навык, т.е. плохо умеете класть кирпичи, то вам не до целей, вы целиком сосредоточены на конкретном действии. То же, например, происходит с водителями-новичками — пока вы еще плохо водите машину, вы думаете о каждом нажатии на педаль и переключении скоростей, зато когда навык автоматизирован, вы уже можете осматривать окрестности или поддерживать разговор с пассажиром.
Обычно, если вы еще не наработали навык, т.е. плохо умеете класть кирпичи, то вам не до целей, вы целиком сосредоточены на конкретном действии. То же, например, происходит с водителями-новичками — пока вы еще плохо водите машину, вы думаете о каждом нажатии на педаль и переключении скоростей, зато когда навык автоматизирован, вы уже можете осматривать окрестности или поддерживать разговор с пассажиром.
Все это имеет прямое отношение к «эффекту дверного проема». Он
возникает как раз в тот момент, когда наше внимание перемещается
между этими разными уровнями восприятия и останавливается не там,
где нужно.
Вот как это происходит. Вам нужно что-то сказать собеседнику,
ваше внимание поглощено этой мыслью, вы уже готовы высказать ее,
но помните, что прерывать говорящего невежливо. И вот вы
внимательно наблюдаете за ним, ожидая удобного момента, чтобы
вставить свое слово, или поднимаете руку, или иначе даете о себе
знать. То есть ваше внимание уже на другом уровне, ваша задача
изменилась: надо найти возможность сказать. Наконец, возможность
появилась, вы открываете рот и понимаете, что забыли свою мысль.
Внимание настолько сосредоточилось на процессе поиска момента,
что переключиться обратно уже не получается.
Тот же механизм срабатывает и тогда, когда вы забываете, зачем зашли в комнату. Допустим, вам надо взять ключи в дальней комнате вашего дома, чтобы выйти погулять. Уровень «взять ключи» сменяется уровнем «дойти до спальни», а по дороге вы еще видите разбросанные кем-то носки — ваше внимание переключается на «поднять носки». Все эти переключения внимания вы, конечно, не замечаете, но чем чаще они происходили по дороге в спальню, тем больше вероятности, что вы зайдете внутрь и скажете «А зачем я сюда шел?». Пока вы шли, в вашем сознании несколько раз «сменилась картинка»: вам не нужно было постоянно думать про ключи — и вы успели подумать о десятке разных вещей, плюс вы видели что-то вокруг и тоже переключали на это свое внимание.
Тот же механизм срабатывает и тогда, когда вы забываете, зачем зашли в комнату. Допустим, вам надо взять ключи в дальней комнате вашего дома, чтобы выйти погулять. Уровень «взять ключи» сменяется уровнем «дойти до спальни», а по дороге вы еще видите разбросанные кем-то носки — ваше внимание переключается на «поднять носки». Все эти переключения внимания вы, конечно, не замечаете, но чем чаще они происходили по дороге в спальню, тем больше вероятности, что вы зайдете внутрь и скажете «А зачем я сюда шел?». Пока вы шли, в вашем сознании несколько раз «сменилась картинка»: вам не нужно было постоянно думать про ключи — и вы успели подумать о десятке разных вещей, плюс вы видели что-то вокруг и тоже переключали на это свое внимание.
Найти же ответ часто помогает «обратное перематывание»: вы просто
выходите из спальни и проходите обратно ровно тем же путем, будто
проматывая свои воспоминания назад. Иногда это срабатывает: на
том месте, где вы еще держали в голове задачу «взять ключи», она
снова будто вспыхивает в памяти. И тут вы уже несетесь в спальню,
не обращая ни на что внимания и для верности повторяя про себя,
что вам нужно сделать.
А термин «эффект дверного проема» появился после исследований,
проведенных в 2011 году психологом из США Габриэлем Радванским
(Gabriel A. Radvansky) и его коллегами. Ученые построили
виртуальную модель большого дома, где испытуемым надо было
перемещаться между комнатами и выполнять различные задания на
запоминание. Они обнаружили, что человек намного чаще забывает
увиденное или услышанное, если прошел сквозь дверной проем. Он
мог пройти такое же расстояние по большой комнате и не забыть, но
стоило ему перейти из комнаты в комнату, он забывал. Тот же
эффект подтвердился и во втором эксперименте, уже с реальным
домом. Наша память создает в этот момент «новый эпизод»,
записывается «новая глава», объяснили ученые, и вспомнить
предыдущий эпизод становится сложнее.
Понимая, как работает этот механизм, можно помочь себе не попасть
в следующий раз в неловкую ситуацию. Готовясь спросить о чем-то
лектора, запишите ваш вопрос, а уже потом поднимайте руку и ищите
удобный момент. Забыли, что собирались сделать, пройдитесь
обратно по «главам» своей памяти мысленно или физически, пока не
вернетесь к нужному воспоминанию.
P.S. Кстати, было бы интересно исследовать, как этот феномен
связан с символикой порога и дверей в разных культурах, но это
предмет совсем другого текста.
Цюрупинск Сегодня по материалам "Вісник Олешшя"
комментариев