Цюрупинск
C

Лист із минулого

Лист із минулого
ЛИСТ ІЗ МИНУЛОГО
Доля капітана танкерного флоту.
 
Небайдужий до історії рідного краю Олександр Лемешинський, пенсіонер військової служби, у чиєму роду були і мореходи, приніс у редакцію нашої газети копію листа за підписом п’ятьох капітанів далекого плавання, якому багато років. Копія оригіналу листа зберігається у фондах районного краєзнавчого музею. Нам здався лист дуже цікавим. Тим більше, що наше місто дало радянському флотові немало капітанів. І доля одного із них – в цьому листі. Доля людини, яка вірою й правдою служила Батьківщині, за що, виходить, і була страчена сталінським режимом.
 
Ми подаємо лист у такому вигляді, яким він є в оригіналі. І озвучуємо думку О.Лемешинського ось із якого приводу: «Зараз йтиме перейменування вулиць нашого міста. Як на мене, було б добре вулиці Першотравневій дати ім’я «Капітанська». По цій вулиці проживало (деякі будинки збереглись досі) принаймні п’ятеро капітанів далекого плавання»,  обґрунтував свою пропозицію Олександр Лемешинський. Пропозиція висловлена. Вона чітка й зрозуміла. Кілька поколінь капітанів – це далеко не остання сторінка в історії нашого міста. Тепер дії за відповідноюкомісією і самою міською радою.
 
А ось і сам лист:
 
«Мы, ветераны морского флота СССР, бывшие капитаны Советского танкерного флота «Совтанкер»
Ригерман Михаил Александрович
Осташевский Борис Пименович
Шматенко Авраам Иванович
Фомин Митрофан Владимирович
Попов Василий Григорьевич
Знаем капитана Чуба Петра Андреевича, который был одним из первых советских капитанов – организаторов советского танкерного флота в период его зарождения, восстановления и развития во 2-й половине 1920-1930 годов.
 
Чуб П.А. родился в крестьянской семье в уездном г. Алешки Таврической губернии. С юношеских лет он работал по найму – плавал матросом на каботажных парусных судах частных владельцев на Черном и Азовском морях. С 1913 по 1915 учился в Алешковской Мореходной школе малого плавания. После окончания мореходной школы плавал в должности 3-го помощника капитана на п/х (пароходе. – «ВО») «Дружба», мобилизованном военнотранспортной флотилией под военный транспорт № 24. На этом транспорте в то время был капитаном Сергеев Игнат Антонович, у которого младший штурман Чуб П.А. прошел школу революционной закалки.В 1917 и 1918 годах в Новороссийске было сосредоточено большинство кораблей и транспортов военнотранспортной флотилии Черноморского флота.
 
Во 2-й половине 1917 г. на общем собрании экипажей транспортных судов были избраны председателем профсоюза моряков капитан парохода «Дружба» Сергеев И.А. и ответственным секретарем его младший помощник Чуб П.А.
 
После потопления боевых кораблей и транспорта в июне 1918 г. в районе Новороссийской бухты по приказу Советского правительства Чуб П.А. уехал учится в Виндавскую мореходную школу дальнего плавания, которая была эвакуирована в 1-ю империалистическую войну из Виндавы в Алешки, где продолжала свою деятельность до 1923 года.
 

Окончив мореходную школу и получив звание штурмана дальнего плавания, Чуб П.А. работал в Новороссийском порту на паровых буксирах и каботажных парусномоторных судах судоводителем. В это же время принимал активное участие в организации и строительстве парусномоторных судов для местного плавания Кубанского потребсоюза «Кубсоюз» и «Центросоюз». Выезжал в порт Стамбул, где принимал Пароход «Пенай» в должности капитана. До этого этот пароход ходил на линии Стамбул – Новороссийск под Персидским флагом, под названием «Этихад», на нем капитаном был Алферьев, известный Черноморский капитан.
 
Затем П.А.Чуб перегонял из Ростова в Каспийское море вокруг Европы пароход, переименованный на Каспии в пароход «Сталин».
 
После поднятия со дна Новороссийской бухты затопленного танкера «Эльбрус» в 1926 г. Чуб П.А. работал на нем в должности старшего штурмана. С этого времени его морская служба непрерывно связана с Советским танкерным флотом, его восстановлением и развитием. Он был капитаном судов «Совтанкера», танкера «Шаумян», танкера «Москва», танкера «Сталин», танкера «Сахалин».
 
В 1935 г. Чуб П.А. – капитан танкера «Сталин». При отходе от причала в порту Туапсе с полным грузом 10000 тонн авиабензина по неосторожности доккермана в помповом отделении произошел сильный взрыв, и вслед за ним вспыхнул пожар. Создалась угроза гибели не только самого танкера «Сталин» и его экипажа, но и других танкеров, стоящих в порту, что угрожало бедствием всему порту и городу Туапсе. Благодаря мужеству и умелому руководству капитана, коммуниста Чуба П.А. и героической борьбе с пожаром его экипажа, пожар был быстро ликвидирован, и этим было спасено судно и его груз и предотвращены большие бедствия в порту и городе.
 
В 1937 году Чуб П.А. занимал должность капитана Туапсинского порта, был без вины репрессирован и погиб. Осталась семья, жена и двое малолетних детей. Во время бомбежки Новороссийска фашистами дочь была убита.
Жена, Елизавета Федоровна Чуб, больная, с больным ребенком осталась в Новороссийске, гдето за городом в сарае пряталась от бомбежки и обстрела.
 
После освобождения Новороссийска никого из его семьи не было найдено.
 
Капитан П.А.Чуб за свою активную волевую, энергичную работу на флоте пользовался заслуженным авторитетом среди моряков Советского танкерного флота. Являлся образцом высокого понимания долга Советского моряка и верного служения Социалистической Родине.
 
Мы считаем, коммунист – капитан Чуб П.А., имел заслуги перед Октябрьской революцией в деле создания, восстановления и развития Советского танкерного флота.
 
Просим руководство и партком Новороссийского нефтеналивного флота возбудить ходатайство перед министром морского флота СССР о присвоении имени, в память капитана Чуба П.А., одному из входящих в эксплуатацию танкеров Новороссийского нефтеналивного флота».
 
На жаль, з невідомих причин, на листі немає дати. Але ця невелика прикрість не впливає на його зміст, бо у листі – доля Справжньої Людини, Справжнього Патріота.
 
За матеріалами газети  «Вісник Олешшя»
 

 
скачать dle 10.6фильмы бесплатно
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии

Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: